2.11 «The Berrisford agenda»
Комментируют: сопродюсер/сценарист Мойра Кирланд Деккер [М.Д.] и продюсер Джанис Ташьян [Д.Т.].
читать дальше
00:00 сцена в офисе «Джим Пони»
М.Д.: В этой серии мы исследуем прошлое Алека, который до сих пор казался нам беззаботным эгоистом. Мы начали серию с ситуации, в которой Алек ведет себя, как тот Алек, к которому мы все привыкли. Он одновременно встречался с двумя девушками, они об этом узнали и теперь в офисе «Джим Пони» дым коромыслом. Алека эта ситуация ничуть не беспокоит. Что, разумеется, расстраивает Макс.
Д.Т.: Алек – интересный персонаж. В нем чувствуется глубина, и это была наша первая попытка туда заглянуть. Невозможно выжить в таком месте, где вырос он, и не иметь двойного дна. Он очень хорош в том, чтобы приспосабливаться и притворяться. Больше всего мне нравится, что серия дала нам шанс сблизить Алека и Макс. Они не похожи, но у них было одинаковое детство, и они становятся немного ближе друг другу в этой серии.
М.Д.: До второго сезона Макс была единственным персонажем из Мантикоры. За исключением бежавших с ней братьев и сестер, конечно. И она всегда жаловалась, как ужасно там было. Мне всегда хотелось изучить персонаж, который не убежал вместе с ней. И который пережил - как позднее скажет ей Алек - на самом деле ужасные вещи.
02:10 сцена у ворот Беррисфорда.
М.Д.: А это трюк, который немного не сработал.
[Алек падает с велосипеда].
М.Д.: Начиная с пилота и на протяжении первого сезона, мы говорили, что детей в Мантикоре тренировали быть солдатами. Солдатами на полях сражений. Со временем мы решили усложнить ситуацию и сказали, что из них готовили наемных убийц. С этим Макс никогда не сталкивалась. Когда ее тренировали, она была еще ребенком. Ее учили собирать информацию и обращаться с оружием, но ей не приходилось ходить на задания и реально кого-то убивать. А Алеку приходилось. Как мы узнаем из этой серии.
Д.Т.: Я хочу поговорить о флэш-бэках. Вроде тех, которые только что были у Алека. Создавать их было очень непросто. В сценарии все очень четко – временная последовательность и места действия. Но когда мы начали снимать, мы поняли, что придется создать для зрителей особый язык. Чтобы зритель мог различать, когда на экране настоящее, когда - прошлое и мы в Мантикоре, или прошлое – но мы видим воспоминания Алека. В начале серии зритель еще не понял разницы, он немного дезориентирован, и не осознает, что происходит с Алеком. Чтобы различать прошлое и настоящее, а также разные места действия, мы использовали цвет.
08:26 идет званый обед у Джошуа.
М.Д.: Алек занят своими мыслями.
[Макс его подкалывает, и он уходит из-за стола]
Д.Т.: Дженсен всегда играет очень тонко. Показывает ровно столько, сколько нужно. (Never too much from him, you know, just enough.)
М.Д.: Он - мастер нюансов. (He is a really, really subtle actor.)
Д.Т.: Работать над этой серией было очень увлекательно. Когда второстепенный персонаж столь интересен и выразителен, то аудитория просто влюбляется в него. И мы все его любим.
10:16 Алек в подвале у Джошуа садится за пианино.
Д.Т.: Дженсен на самом деле играл на пианино.
М.Д.: Он играл по-настоящему или притворялся, что играет? Это ведь руки Дженсена на клавиатуре.
Д.Т.: Что поразительно, был приглашен дублер - профессиональный пианист. В кадре должны были быть его руки. Но в конечном итоге мы не использовали ни одного снятого с ним кадра. Потому, что Дженсен сыграл лучше.
М.Д.: Вот еще забавный факт. Джошуа живет в этом заброшенном, ветхом доме, но у него в подвале всегда есть разные классные вещички. Там есть все, чтобы писать картины, или вот пианино. У нас была шутка, что где-то в его подвале стоит машина времени.
Д.Т.: Без подвала никуда.
М.Д.: Когда нам что-то нужно, мы просто идем в подвал к Джошуа, и там это есть.
Д.Т.: Дженсен сам сыграл всю музыкальную тему. Он выучил ее с нот. И наш композитор поверить не мог, как здорово у Дженсена получилось.
М.Д.: И всего за пару дней.
Д.Т.: Исполнение Дженсена было настолько замечательным, что мы не стали использовать работу дублера-пианиста. Даже на звуковой дорожке.
13:30 Мы видим воспоминания Алека о том, как он впервые пришел в дом Беррисфордов. В настоящем времени, в подвале. Алек вынимает медальон.
Д.Т.: Мы видим неожиданную сторону его характера.
М.Д.: Медальон Рейчел, это была моя идея. Я хотела вставить в сюжет медальон, так как они мне очень нравятся,
[В воспоминаниях Алека. В доме Беррисфорда Рейчел играет на пианино.]
М.Д.: В этом месте мы знакомимся с Рейчел.
Д.Т.: Она не сама играет. [имеется в виду актриса, конечно]
М.Д.: Да, зато видно, что она милая девушка и любит посмеяться. [входит Беррисфорд.] Первоначально мы хотели сделать персонаж Беррисфорда более эксцентричным - курящим сигары, любящим пошутить оригиналом. Игроком. Мы говорили о том, что позднее [после Мантикоры] Алек будет изображать именно такой типаж: напористого, курящего сигары нахала, которому на все плевать. Это будет личность, которую Алек срисует с отца Рейчел. Но, к сожалению, нам не хватило на это времени, и Беррисфорд остался просто любящим отцом, который попал в большие неприятности.
[Резко выведенный из задумчивости Алек хватает Джошуа за горло.]
М.Д.: Мне нравится эта сцена между Джошуа и Алеком. Это своего рода прелюдия к сцене с картиной. Обычно Макс не задумывается о причинах людских поступков. Она следует своей интуиции. А вот Джошуа, который до сих пор казался нам кем-то вроде наивного щенка, на самом деле постоянно наблюдает и анализирует. Когда он спрашивает Алека «с тобой все в порядке?», это не дежурная любезность. Он видит, с Алеком что-то происходит.
Д.Т.: Можно было бы ожидать, что именно Макс поймет, что творится с Алеком. Но порыв защитить Джошуа ослепил ее, и она не провела параллель со своим собственным опытом кошмарных снов и воспоминаний. Зато Джошуа все правильно понял.
М.Д.: Как правило, Макс действует по наитию. Самоанализ не в ее характере. Это для нее слишком болезненно.
17:13 В воспоминаниях Алека. Алек и Рейчел удирают с вечеринки и идут к бассейну.
Д.Т.: Нам было интересно сделать историю о взрослых оперативниках Мантикоры. Раньше мы видели Мантикору только глазами Макс, которая в то время была еще ребенком.
М.Д.: Мы видели, как ловили сбежавших детей, но не видели, как сотрудники Мантикоры общались с ними до этого.
Д.Т.: Теперь же мы ввели Психотдел.
М.Д.: И рассказали, как в Мантикоре разрабатывались и проводились операции.
Д.Т.: Не просто тренировки, как это было с детьми. Мы показали, как жилось этим детям, когда они вырастали и становились оперативниками Мантикоры.
М.Д.: Вся эта тема с наемными убийцами, которую мы придумали и развили.
[Алек и Рейчел раздеваются, собираясь поплавать.]
М.Д.: На самом деле это очень нежная сцена. Алек не искушен в отношениях между людьми. Очевидно, он нравится девушке, она с ним флиртует, и он ей подыгрывает. Но вся эта ситуация приводит его в замешательство. Мне кажется, Дженсен очень хорошо сыграл это состояние своего героя. Алек должен развивать отношения с девушкой, это его работа. Она красива и нравится ему, но он не знает, что конкретно ему делать, ведь он никогда раньше не был в подобной ситуации. [Рейчел и Алек плывут навстречу друг другу.] Абсолютно все мужчины – не только в съемочной группе, но и на студии – решили, что дальше Алек с Рейчел в бассейне занимались сексом. Я твердила им: «Нет! Они только целовались. Она хорошая девушка».
Д.Т.: Она бы не стала.
М.Д.: Когда в очередной раз мне говорили: «в том месте серии, где Алек и Рейчел занимаются сексом в бассейне», я снова и снова возражала: «не было у них секса в бассейне». Но, кажется, все мужчины почему-то считают, что если девушка разделась до белья и приглашает парня окунуться в бассейне, ему светит секс. Я другого мнения.
Д.Т.: Для Алека это двойственная ситуация.
М.Д.: Ведь это его первый поцелуй. И вы можете видеть, как он смущен.
Д.Т.: И в то же самое время он должен ее обманывать. Мы видим, как он играет свою роль и завоевывает ее симпатию. Но в то же время мы видим, что он сбит с толку и заинтригован.
М.Д.: В этот момент он не соблазнял ее для выполнения своего задания, он так запутался, что просто плыл по течению.
21:20 В воспоминаниях Алека. Рейчел едва не застает Алека за копированием файлов ее отца.
М.Д.: Эта сцена тоже очень милая. Алек делает свою работу, а она едва его не поймала. Она говорит ему «твои руки дрожат». [Алек целует Рейчел.] Мне кажется, они дрожат потому, что он напуган. А еще от эмоций, которые он испытывает. Именно здесь зритель понимает, что Алек к ней не равнодушен, и это влияет на его работу. Он почти созрел, чтобы тут же на месте во всем признаться. И к тому же начинает испытывать чувство вины за то, что делает.
Д.Т.: Я думаю, он дрожал оттого, что чувствовал. Для него это был стресс, к которому он не был готов. Раньше он не переживал подобных эмоций.
[В настоящем. Алек смотрится в зеркало. Ему мерещится Рейчел.]
М.Д.: Я помню, мы много спорили о том, должен ли Алек бить кулаком в стекло. Многие думали, что это слишком драматично. А мне очень понравилось.
Д.Т.: Мне тоже. И снято замечательно.
[Макс приходит в подвал, где Джошуа рисует.]
М.Д.: Это одна из моих любимых сцен. Как я уже говорила раньше, мы часто используем Джошуа для привнесения в сюжеты комического разнообразия. И Кевин играет просто замечательно. В то же время нам очень пригодилась идея, что Джошуа – художник. [Джошуа объясняет Макс почему он нарисовал Алека именно таким.] Например, он замечает в Алеке много такого, на что другие не обращают внимания. Не то, чтобы он был умнее остальных. Просто ему по-настоящему интересны другие люди, ему интересно, что они думают и чувствуют. Он старается научиться вести себя, как они, ведь он хочет быть частью их мира. Поэтому он видит в Алеке то, чего не видит Макс. Слова Джошуа «это Мантикора» заставляют Макс пойти в бар. Она думает, раз это Мантикора, я знаю, что это такое, и смогу поговорить с ним об этом. И вот она здесь, сидит с Синди и наблюдает за Алеком. Она думает, что может ему помочь.
Д.Т.: Она вдруг понимает, что у них есть нечто общее. И несмотря на многочисленные недостатки Алека, они с ним немного похожи. Она понимает, насколько он может быть истерзан.
[Макс идет к бару и садится радом с Алеком.]
М.Д.: Это моя любимая сцена в этой серии. Я написала ее очень и очень быстро, с первого черновика. Я три дня писала ее у себя в голове, потом – бум – оставалось только перенести на бумагу. Это был один из тех потрясающих случаев, когда актеры сыграли сцену точно так, как я видела в своем воображении. Их выбор полностью совпал с тем, что сделала бы я. Это очень и очень здорово. Для меня было важно, чтобы Алек пил скотч. В этом сериале все пьют пиво. Я подумала, парень приходит в бар, чтобы залить тоску, вспомнить первую любовь, конечно, он возьмет скотч. И я написала в сценарии, что именно он пьет.
А здесь Алек говорит Макс, что ей только кажется, что она знает, как плохо было в Мантикоре. Она даже не подозревает о реальном положении вещей. Ей повезло вовремя сбежать.
Д.Т.: Что мне нравится в этой серии (и мы никогда раньше такого не делали), так это то, что Алек не поддается обаянию Макс. Он не откровенничает, не позволяет себя утешать, не идет ей навстречу.
М.Д.: Совсем наоборот. Он просит ее уйти.
Д.Т.: Это очень здорово. Мне нравится, как сцена была написана. И как сыграна.
[Алек выходит из бара, на него нападают какие-то люди.]
М.Д.: К этой сцене я написала такой диалог: парень обращается к Алеку и называет его «Саймон Лехайн», а Алек отвечает: «это мой псевдоним, нечего его лапать» (that’s my alias, don’t wear it out). Я думала, это очень смешно, но Дженсен попросил не произносить эту фразу. Он считал, что для той ситуации это слишком беспечный ответ. Его инстинкт был абсолютно верен. Но я все же немного скучаю по этой фразе.
[Макс бросается на помощь.]
Д.Т.: Отлично смотрится, когда Макс и Алек дерутся плечом к плечу.
М.Д.: Да, здорово, когда они вместе чем-то заняты. И она решает дать ему еще один шанс. И снова он говорит ей оставить его в покое.
Д.Т.: Но с ней это определенно не пройдет.
30:31 В воспоминаниях Алека. Беррисфорд выписывает ему чек и говорит, что Рейчел скоро уедет из города.
Д.Т.: В сценарии сцены из прошлого смотрятся очень выигрышно, но когда начинаешь снимать, у зрителя нет никаких дополнительных пояснений: где вы сейчас – в прошлом или настоящем. Мы много экспериментировали и переставляли флэш-бэки. Будь у нас больше времени и места, мы бы увеличили их количество, чтобы лучше показать, насколько был взвинчен и потрясен Алек, чтобы вернуться в дом Беррисфорда. Ему нужно было увидеть все своими глазами, понять, что происходит, кто его так мучает.
М.Д.: Очки я вписала в сценарий потому, что Дженсен в них хорошо выглядит, и это легкий способ обозначить, что мы находимся в прошлом.
Д.Т.: Совершенно верно.
М.Д.: Это нам очень помогло. Когда мы видим его в костюме и очках, значит мы в прошлом Алека.
32:23 В воспоминаниях Алека. Алек делает бомбу для Беррисфорда.
М.Д.: Первоначально эта серия планировалась как «серия в посольстве». В ней шикарно одетые Макс и Логан приходят на роскошный прием в посольстве, и начинаются неприятности. Их вызывает что-то, что Алек делал в прошлом для Мантикоры и они втроем должны исправлять ситуацию. Мы с Рене [скорее всего - Рене Эчевария] пытались раскрутить этот сюжет, но что-то у нас не складывалось. И Рене придумал, что это должна быть история любви. И как только мы это поняли, серия родилась довольно быстро. Решение сделать серию об отношениях Алека и этой девушки - наша удача. Ведь Алек фактически поворачивается спиной ко всему, что он знает, и чему его учили. И рискует жизнью.
[Алек подложил бомбу в машину, но медлит нажимать на кнопку.]
Д.Т.: Он в полнейшем замешательстве.
М.Д.: Если бы мы сделали серию по моей первоначальной задумке, вряд ли мы получили бы такой эмоциональный накал.
[Алек вбегает в дом и встречает Рейчел на лестнице.]
М.Д.: Я рада, что мы сделали все именно так, ведь мы смогли лучше узнать Алека. Это одиннадцатая серия сезона и в первый раз мы видим, как Алек делает что-то абсолютно самоотверженное. Конечно, в серии «Proof Of Purchase» [2.03] он не убил Макс, чтобы спастись, но здесь более активное действие. Он идет предупредить Рейчел, зная, что даже если выйдет из этой истории живым, все равно умрет. Мантикора его убьет.
Д.Т.: Но он готов пуститься в бега.
М.Д.: Первоначально предполагалось, что Рейчел сама отдала ему медальон. Но даже в будущем девушки вряд ли дарят парням медальоны.
[Алек видит как взрывается машина. Подъезжает машина Мантикоры, у одного из оперативников второй пульт от бомбы.]
М.Д.: Мы долго думали, как сделать так, чтобы было ясно, что не Алек, а сотрудник Мантикоры нажал на кнопку. Мы показали этот красный горящий огонек на пульте.
Д.Т.: Зритель видит этот красный огонек, а потом воспоминания Алека о том, что с ним делали после завершения этой операции.
М.Д.: Вот и подвал Мантикоры. Мы ясно показали, что Алек серьезно поплатился за тот выбор, который сделал.
Д.Т.: Мы дали понять, что камеры в подвале Мантикоры были частью процедуры психообработки.
[В настоящем. Алек входит в дом Беррисфорда и проходит охранников.]
Д.Т.: В драке Алек всегда хорош.
М.Д.: Да, парень знает пару приемчиков.
Д.Т.: Он [Дженсен] физически очень убедителен.
М.Д.: Расположение сцен психообработки сразу перед этой сценой было не случайным. Мы хотели показать, что Алек доведен до отчаянья.
[Девушка оборачивается. ]
М.Д.: И тут выясняется, что это вовсе не Рейчел.
[Беррисфорд приставляет пистолет к затылку Алека.]
М.Д.: Кто-то высказывал мнение, что Алек мог бы выхватить у Беррисфорда этот пистолет.
Д.Т.: Да, но он не хочет. Ему нужны ответы. И если чтобы их получить, надо вытерпеть допрос ее отца, он готов. Он готов вытерпеть все, что случится. Он настолько подавлен, что перестал волноваться о том, что с ним станет.
М.Д.: Теперь, когда Алек думает, что Рейчел мертва, он не хочет спасаться бегством. Он хочет, чтобы Беррисфорд его убил.
Д.Т.: Он думает, что не заслуживает оставаться в живых.
[Макс подъезжает к дому и видит входную дверь открытой. Беррисфорд говорит Алеку, что Рейчел жива, но медленно умирает в течении двух лет.]
Д.Т.: Макс вероятно думает, что Алек грабит этот дом.
М.Д.: Нет. Макс думает, что он пошел убивать Беррисфорда. Она знает, что Беррисфорд жив и хочет отомстить Алеку. Она не знает о Рейчел. По ее мнению Алек понял, что Беррисфорд за ним охотится и наносит превентивный удар. Она не знает, что Алек любил Рейчел.
[Беррисфорд не может нажать на курок, а Алек провоцирует его.]
М.Д.: В этот момент Алек не хочет больше испытывать всю эту боль. Сознательно или же под влиянием приступа отчаянья, но он решает, что хочет умереть.
[Макс вырубает Беррисфорда и снимает с Алека наручники.]
М.Д.: Беррисфорд хочет убить Алека, но он слишком хороший человек, чтобы совершить убийство. Эта тема дальше развивается в сцене на кладбище. Беррисфорд чувствует, что Рейчел не хотела бы этого, не хотела бы, чтобы ее отец стал убийцей. Несмотря на всю свою ненависть, Беррисфорд не смог заставить себя нажать на курок, и именно поэтому Алек остался в живых. А вовсе не потому, что в дом ворвалась Макс.
М.Д.: Алек в последний раз видит Рейчел и просит у нее прощения. В этой сцене Дженсен сыграл просто великолепно, а ведь была опасность сделать сцену слишком сентиментальной. Я снова это скажу: Дженсен – мастер нюансов. Очень хорошая работа. В первой редакции сценария Рейчел не была в коме. Она умирала, но была в сознании. Они поговорили, и она простила Алека. А потом мы решили изменить это. По многим причинам.
[Алек плачет на груди неподвижно лежащей Рейчел.]
М.Д.: Сцена воздействует сильнее, если она не приходит в себя. Зрителю кажется, если бы она очнулась, она простила бы его. Но трагизм истории в том, что этого не происходит.
40:25 Макс у Логана.
М.Д.: Эта сцена мне тоже очень нравится, хотя первоначально ее в сценарии не было. Логан объясняет Макс, что ее и Алека преследуют одни те же демоны. Логан практически повторяет слова Джошуа, когда Джошуа говорил Макс, что источник проблем Алека – Мантикора. Теперь, когда стало известно о Рейчел, Логан помогает Макс увидеть, что Алек в чем-то похож на нее. Не на нее теперешнюю, а на ту, какой она была, когда они только познакомились. Не желавшую чувствовать, ведь это значило испытывать боль. По сути своей Макс – ребенок, который подвергся насилию. Под воздействием полного жестокого детства она эмоционально закрылась. И только в этом сезоне начала открываться, брать на себя ответственность и заботиться о других людях, и это сломало стены, которые она вокруг себя построила. Логан говорит ей, что вокруг души Алека те же самые стены. И ему, возможно, не помешал бы друг.
41:57 Алек и Беррисфорд у могилы Рейчел.
М.Д.: Иногда съемки в Канаде преподносят сюрпризы. Естественно, ты хочешь, чтобы сцена на кладбище прошла под аккомпанемент угрюмой погоды, может, с небольшим проблеском света. А над Канадой в этот день сияло солнце. Это бывает не так часто. Беррисфорд говорит Алеку, что не убил его потому, что не хочет стать таким, как он. Он считает Алека ужасным человеком. Мне нравится, что Алек, считая себя плохим человеком, зная, что поступил ужасно, что из-за него умерла девушка, все же не сдается. Он не умоляет Беррисфорда о прощении. Он позволяет Беррисфорду сказать все, что тот о нем думает, и уходит. Вот что мне нравится в этом герое: он готов принять последствия своих поступков и продолжать жить. Та же тема затронута и в последней сцене. Теперь, когда Макс все знает, она снова пытается достучаться до Алека. Сделать то, что посоветовал Логан: сказать, я твой друг, и я здесь, если тебе что-то нужно. Но Алек, который снова закрылся, отвечает, что не о чем говорить, и разговоры ничему не помогут. И когда она (как раньше Джошуа) спрашивает «ты в порядке?», он отвечает «я всегда в порядке» (I’m always all right).
М.Д.: Однако, события этой замечательной серии показали нам, что это совсем не так.
Д.Т.: И между ним и Макс образуется связь.
М.Д.: Я бы так не сказала.
Д.Т.: Слабая, но связь. По крайней мере, Макс теперь немного лучше его понимает.