Выдержки из разговора с Авдотьей Смирновой в радиопередаче «Москвинские новости» на Радио Культура 17.01.13.
Я соотношу ее слова в том числе с любимым сериалом - «Сверхъестественное». Но даже если этого не делать, это очень интересные мысли:
Про съемочную группуА.Смирнова: Когда ты приходишь на чужую съемочную площадку – не важно, ты можешь быть сценаристом этой картины, а может быть, просто зашел в гости к своим товарищам – ты, на самом деле, не понимаешь ничего и не перенимаешь ничего. Во-первых, тебе кажется, что тут никто ничего не делает. Когда ты внутри, ты знаешь, что все это наполнено смыслом. Вообще, быть гостем на чужой съемочной площадке – это ужасно.
читать дальше Потому, что ты не включен, и тебя на самом деле эта среда выталкивает потому, что съемочная группа – это очень плотная, очень концентрированная среда. Это такие концентрированные человеческие отношения. Поэтому все чуждое оттуда выталкивается. Поэтому перенять что-то... какое там перенять, там, попробуй, войди. У меня бывало, что я приезжала на съемки к своим друзьям на пару дней. Дай Бог, если на второй день ты запомнишь часть имен этих замечательных людей, и тебе удастся с кем-нибудь из них выпить. И то большой вопрос.
А.Смирнова: …как правильно говорит Боря Хлебников, съемочная группа – это пиратский корабль. Мы вышли в открытое море против всего мира.
А.Смирнова: …мы с одним замечательным оператором как-то спорили, и он говорит: «Ты не понимаешь, Дуня, кино – это война». Я говорю: «Нет, я понимаю, но это война с обстоятельствами, а не с группой». А в группе нужно быть плечом к плечу.
Про режиссуру
А.Смирнова: …даже нельзя сказать, что [режиссура] это другой род занятий. Это другой образ жизни, полностью. У тебя меняется вся жизнь, у тебя меняется кожа, у тебя отрастают новые когти, волосы, щупальца и так далее.
Т.Москвина: Возможно самообразование в профессии кинорежиссера?
А.Смирнова: …Что касается самообразования, то, во-первых, мне кажется, что в культуре везде возможно самообразование. И, наверное, только оно и возможно. Во-вторых, как известно, Эйзенштейн говорил, что режиссером может быть любой, кто не доказал обратного. Мой отец поправляет его: и кто доказал - тоже. …
Мне кажется, что есть люди просто с прирожденным даром кино, с чувством кино, которое развивается в них не благодаря образованию, а вот как-то само. Вот оно просто есть, и все. А есть люди, которым надо, как мне, смотреть, думать, пробовать, учиться и так далее и тому подобное. Это по-разному. Я не обладаю, конечно же, таким природным чувством кадра, я учусь ему.
Т.Москвина: …объекты любви и подражания, но не такие далекие, как Фассбиндер и Бергман?
А.Смирнова: …Есть какие-то жанровые образцы, к которым, как мне кажется, я могу приблизиться. Со временем. Ну, например, в жанре романтической комедии я очень люблю фильм «Четыре свадьбы и одни похороны». Я считаю, что это исключительно умная, тонкая картина, с невероятно (на самом деле) глубоким национальным чувством. С невероятной игрой с английской культурой. Вообще, с самой идеей Англии. С природой английского юмора. Она, с одной стороны, абсолютно смотрибельная, кассовая, массовая и так далее, а с другой стороны, там необычайные интеллектуальные тонкости внутри спрятаны. Я ее очень люблю, и я бы хотела, наверное, вот такое кино научиться снимать.
Про актеров и Актеров
Т.Москвина: … кажется иногда, что в ней [Анне Михалковой] какое-то человеческое больше актерского, да?
А.Смирнова: Конечно. Но дело в том, что ведь кино… На самом деле все очень просто. Язык кино – это портрет. Портрет – это лицо. Лицо – это личность. Поэтому мы снимаем в кино на самом деле не актеров. И когда снимают просто актеров, вот так - актер хорошо играет, мне это никогда не интересно. Я никого не хочу обидеть, но, вот просто без примеров не понятно, что я имею в виду.
Вот есть актриса Елена Яковлева, которая всем известна, как Каменская Настя,… она прекрасная актриса, она великолепный профессионал, но вот я бы ее не стала снимать никогда потому, что тот человек, которым она является… Может быть, он просто закрыт от меня. Но он меня не влечет. Меня не тянет в нем разбираться. А Аня Михалкова интересна мне каждую секунду своего существования всвоей жизни – хоть экранной, хоть не экранной.